Прочитала две повести И.Т Кокорева (1825-1853), у которого мне нравятся "Очерки о Москве"("Самовар", "Кухарка", "Ярославцы в Москве", "Чай в Москве" и т.д.). Удивило, как автор закончил оба произведения.
читать дальшеВ повести "Сибирка" на героев сначала обрушиваются разные беды: героиню, воспитанницу генеральши, обольстил светский молодой человек, а родившийся у нее ребенок вроде бы умер (врач констатирует смерть на глазах читателя); герой, живописец из мещан, должен идти отбывать воинскую повинность.
На последних же страницах неожиданно выясняется, что ребенок не умер, просто кормилица дала ему макового молока, чтобы спал, пока его рисует художник; а самого этого художника автор спасает от солдатчины: вместо него идет благородный друг, у которого нет близких (не о ком заботиться).
Во второй повести ("Саввушка") счастливый конец еще неожиданнее. Автор описывает жизнь в трущобах (он знал ее не понаслышке, сам бедствовал): пьющий портной-неудачник, которого все зовут Саввушка, приютил осиротевшую девочку Сашу, потом объявляется ее родная тетка и забирает к себе. Саша от нее сбегает.
Затем Саввушка встречает в кабаке шарманщика с "красивым мальчиком лет двенадцати" — это переодетая Саша (ей четырнадцать). Она весела, рассказывает, что у тетки ей было плохо ("Бить вздумала... к столу привязала однажды, змея чукотская! Терпеть, что ли, мне было?"), а у шарманщика лучше, да еще один барин пообещал через год сделать ее богатой.
Саввушка видит, что Саша еще не "пропала", но уже к тому близка. Немного денег, нужных на то, чтобы выкупить ее у шарманщика, он находит, но, понимая, что бойкая девочка, которая с ранних лет "смотрит не туда, куда должно", не захочет много работать за копейки, решает выдать ее замуж, а для этого нужно приданое ("какой дурак возьмет без приданого?"). Дама, помогающая бесприданницам найти женихов, помогать отказывается (поскольку Саша слишком низкого происхождения) и советует "записать ее кандидаткой на Шереметевские награды бедным невестам" (денежные пособия, которые граф Шереметев учредил по завещанию своей жены, бывшей крепостной актрисы). Она добавляет: "Два года не увидишь, как пройдут". Но деньги нужны сейчас — и не только на приданое ("... на сухой хлеб, что ли, посажу я мою Сашу? Чай, избаловалась, к сладенькому кусочку привыкла").
Портной снова встречает Сашу, она рассказывает, что хозяин к ней пристает, к тому же мимоходом замечает, что на ярмарках ее насильно заставляют пить, а иначе не платят за пение под шарманку.
Саввушка понимает, что медлить нельзя и убеждает девочку пойти с ним на могилу ее матери. Там Саша плачет, а портной пугает ее печальным будущим и упрашивает вернуться к нему.
После этого автор пишет, что прошло четыре года. Саша уже взрослая девушка. Становится интересно, как она жила все это время — чем занималась, почему не сбежала. Автор до этого доказывал, что героям не на что жить, и помощи им ждать неоткуда, и они непременно погибнут, не получив немедленно денег. Как же так вышло, что герои денег не получили, но все-таки не погибли.
Саша шьет — можно догадаться, что выучилась помогать портному. Он вспоминает, что первый год боялся, как бы она не сбежала к шарманщикам. Теперь же все прекрасно — у Саши скоро свадьба, причем, хоть жених и говорит, что ему не надо приданого, есть и приданое. Дождались "Шереметевской награды" (хотя пришлось ждать не два года, а четыре).
Портной произносит ей длинную похвалу:
"Дай бог царство небесное, рай пресветлый покойному графу, что всех сирот наделяет счастьем и будет наделять покон века! Есть где бедная невеста, записывай ее в Шереметьевскую, и, коли бог благословит, выйдет она с награжденьем. Молись, Саша, за него, и детей учи молиться, и чтобы из роду в род пошло у нас его имя; каждый год панихиду служите по своем благодетеле; нищим подавайте милостыню за упокой его души; после бога и царя он дороже всех для вас."
Автор, считая, видимо, что конец все еще недостаточно счастливый, завершает рассказ тем, что на Лазаревом кладбище есть могила Саввушки, которую почти каждый праздник посещают Саша, ее муж и их дети.
Перечитала то, что написала. Нужно добавить, что я не считаю Кокорева совсем беспомощным писателем. Нет, очерки ему удавались. И даже эти повести мне было интересно читать. Особенно описания быта, напоминающие о тех же очерках. Мне и речь героев показалась убедительной. Только сюжеты странные. Показалось, что ему очень хотелось описать счастье своих героев, но придумать, как их подвести к этому счастью, он не смог.
читать дальшеВ повести "Сибирка" на героев сначала обрушиваются разные беды: героиню, воспитанницу генеральши, обольстил светский молодой человек, а родившийся у нее ребенок вроде бы умер (врач констатирует смерть на глазах читателя); герой, живописец из мещан, должен идти отбывать воинскую повинность.
На последних же страницах неожиданно выясняется, что ребенок не умер, просто кормилица дала ему макового молока, чтобы спал, пока его рисует художник; а самого этого художника автор спасает от солдатчины: вместо него идет благородный друг, у которого нет близких (не о ком заботиться).
Во второй повести ("Саввушка") счастливый конец еще неожиданнее. Автор описывает жизнь в трущобах (он знал ее не понаслышке, сам бедствовал): пьющий портной-неудачник, которого все зовут Саввушка, приютил осиротевшую девочку Сашу, потом объявляется ее родная тетка и забирает к себе. Саша от нее сбегает.
Затем Саввушка встречает в кабаке шарманщика с "красивым мальчиком лет двенадцати" — это переодетая Саша (ей четырнадцать). Она весела, рассказывает, что у тетки ей было плохо ("Бить вздумала... к столу привязала однажды, змея чукотская! Терпеть, что ли, мне было?"), а у шарманщика лучше, да еще один барин пообещал через год сделать ее богатой.
Саввушка видит, что Саша еще не "пропала", но уже к тому близка. Немного денег, нужных на то, чтобы выкупить ее у шарманщика, он находит, но, понимая, что бойкая девочка, которая с ранних лет "смотрит не туда, куда должно", не захочет много работать за копейки, решает выдать ее замуж, а для этого нужно приданое ("какой дурак возьмет без приданого?"). Дама, помогающая бесприданницам найти женихов, помогать отказывается (поскольку Саша слишком низкого происхождения) и советует "записать ее кандидаткой на Шереметевские награды бедным невестам" (денежные пособия, которые граф Шереметев учредил по завещанию своей жены, бывшей крепостной актрисы). Она добавляет: "Два года не увидишь, как пройдут". Но деньги нужны сейчас — и не только на приданое ("... на сухой хлеб, что ли, посажу я мою Сашу? Чай, избаловалась, к сладенькому кусочку привыкла").
Портной снова встречает Сашу, она рассказывает, что хозяин к ней пристает, к тому же мимоходом замечает, что на ярмарках ее насильно заставляют пить, а иначе не платят за пение под шарманку.
Саввушка понимает, что медлить нельзя и убеждает девочку пойти с ним на могилу ее матери. Там Саша плачет, а портной пугает ее печальным будущим и упрашивает вернуться к нему.
После этого автор пишет, что прошло четыре года. Саша уже взрослая девушка. Становится интересно, как она жила все это время — чем занималась, почему не сбежала. Автор до этого доказывал, что героям не на что жить, и помощи им ждать неоткуда, и они непременно погибнут, не получив немедленно денег. Как же так вышло, что герои денег не получили, но все-таки не погибли.
Саша шьет — можно догадаться, что выучилась помогать портному. Он вспоминает, что первый год боялся, как бы она не сбежала к шарманщикам. Теперь же все прекрасно — у Саши скоро свадьба, причем, хоть жених и говорит, что ему не надо приданого, есть и приданое. Дождались "Шереметевской награды" (хотя пришлось ждать не два года, а четыре).
Портной произносит ей длинную похвалу:
"Дай бог царство небесное, рай пресветлый покойному графу, что всех сирот наделяет счастьем и будет наделять покон века! Есть где бедная невеста, записывай ее в Шереметьевскую, и, коли бог благословит, выйдет она с награжденьем. Молись, Саша, за него, и детей учи молиться, и чтобы из роду в род пошло у нас его имя; каждый год панихиду служите по своем благодетеле; нищим подавайте милостыню за упокой его души; после бога и царя он дороже всех для вас."
Автор, считая, видимо, что конец все еще недостаточно счастливый, завершает рассказ тем, что на Лазаревом кладбище есть могила Саввушки, которую почти каждый праздник посещают Саша, ее муж и их дети.
Перечитала то, что написала. Нужно добавить, что я не считаю Кокорева совсем беспомощным писателем. Нет, очерки ему удавались. И даже эти повести мне было интересно читать. Особенно описания быта, напоминающие о тех же очерках. Мне и речь героев показалась убедительной. Только сюжеты странные. Показалось, что ему очень хотелось описать счастье своих героев, но придумать, как их подвести к этому счастью, он не смог.
@темы: русская литература
Это по тому изданию и приведено.
Интересно, что Ленин говорил о нем, как о полузабытом писателе, которого надо переиздать ("Какая прелестная повесть "Саввушка!") Но я бы прелестными назвала очерки (я люблю этот жанр в то время - еще у меня есть любимая книга "Петербург в русском очерке 19 века").
Станционного смотрителя", конечно, вспоминала. В "Сибирке" тоже есть на него аллюзии, мне кажется. Даже более явные. Отец героини, старый солдат. Ее соблазнитель. Впрочем, на ней так и не женившийся.
Ниротэн Да, очень похоже. Что самое интересное — цензура и не пропустила эту вещь, когда он ее написал, в 1847 году! Уж не знаю, видимо, само изображение дна жизни не понравилось. В 1852 разрешили напечатать. Но он, видимо, заранее предвидел сложности и старался их обойти.
Нашла. Спасибо! Пушкин потому и Пушкин, что "Станционный смотритель" обманывает все сентиментальные ожидания: и соблазнитель, и его жертва, и отец жертвы - все ведут себя "неправильно". Характерно, что то, что в высокой литературе - устаревшие ходы, достойные элегантного обыгрывания, в массовом жанре - вполне себе живой и действующий сюжет (и по сю пору, кстати).
ЗЫ. Заглянула в очерки и пришла в восторг: "с рассветом идет в заповедную Останкинскую рощу..." по грибы. Прелесть какая!
В очерках много милого. Мне их так же приятно читать, как "Крэнфорд".
Nelvy Обычно выражаются так, что он близок к ней или пишет в ее духе.
MirrinMinttu
Подобные очерки и рассказы - документ времени. Так ли важны стилистические или смысловые недочёты, для меня - нет. Старинные картины или фотографии, тоже, далеко не все шедевры, но как интересно их разглядывать.
К р у т и ц к и й. Пойдут по городу, по лавкам, что денег-то наберут! Какой доход! Счастье ведь это, счастье!
Ф е т и н ь я. Да, счастье... на мосту с чашкой.
Не было ни гроша, да вдруг алтын